90 лет со дня рождения Е. И. Носов

15.01.2015 10:08

Е. И. Носов, русский писатель, родился 15 января 1925 г. в с. Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника. В 1943 после окончания 8 классов ушёл на фронт и служил солдатом-артиллеристом в армии маршала К. К. Рокоссовского. В 1945 г. под Кёнигсбергом (с 1946 Калининград) был ранен и 9 мая 1945 г. встретил в госпитале в Серпухове, о чём позже напишет рассказ «Красное вино победы» (1962). Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности и, окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, где работал в газете (цинкографом, ретушёром и литературным сотрудником). Начал печататься в 1947 г. (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии и т. п.).

С 1951 г. жил в Курске. В 1957 г. опубликовал первый рассказ (для детей) Радуга, в 1958 – первый сборник рассказов и повестей  «На рыбачьей тропе». Тонкое чувство слова, обострённое, объёмно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и «естественному» бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной «деревенской прозы» как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И. С. Тургенева, И. А. Бунина и Н. С. Лескова.

Как и другие видные писатели-«деревенщики» (В. П. Астафьев, В. И. Белов и Б. А. Можаев) И. Е. Носов учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960–1962), активно публиковался в столичной периодической печати (журналы «Новый мир», «Наш современник» и др.), выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей: «Рассказы» (1959); «Тридцать зёрен» (1961); «Дом за триумфальной аркой» (1963); «Где просыпается солнце» (1965); «Шумит луговая овсяница» (1966); «За долами, за лесами» (1967); «Берега» (1971); «И уплывают пароходы...»  (1975); «Усвятские шлемоносцы» (1980); «В чистом поле...» (1990) и др..

В лучших рассказах и повестях писателя «Шумит луговая овсяница» (1925); «Объездчик» (1966); «За долами, за лесами», «Варька», «Домой, за матерью» (все 1967); «И уплывают пароходы, и остаются берега» (1970); «Шопен, соната номер два» (1973) и др. проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и «неправильность» непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости: «...Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дёргать... Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это – не-е!...», – пишет Носов в рассказе «И уплывают пароходы, и остаются берега».

Печаль, ностальгия по светлому, незамутнённо-наивному, «детскому» восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах «Мост», «Дом за триумфальной аркой» и повестях «Не имей десять рублей», «Моя Джомолунгма» о собственном детстве и отрочестве (рассказы «Подпасок», «Дежка» и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны. Посвящённое этой теме вершинное произведение Носова – повесть «Усвятские шлемоносцы» (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии – нескольких днях сенокоса в июне 1941 г., накануне отправки мужчин на фронт. В повести автор утверждает в характерной для него, как и для других «деревенщиков», проекции на патриархальную русскую общину и православие, исконное миролюбие русского народа-хлебопашца. Подчёркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата: «Но только ли на людях – на всей деревне с её заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело её привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили...».

Грустная тональность произведений Носова конца 1980–1990-х годов  связана с ощущением у писателя невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в «перестроечном» обществе, в т. ч. и на селе, бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Однако эта тональность имеет более нравственно-эстетическую, нежели политическую окраску и проявляется прежде всего в фантастическом рассказе «Сон», рассказах «НЛО нашего детства», «Темная вода», «Карманный фонарик», «Костер на ветру», «Красное, желтое, зеленое...». Писатель выступает также с размышлениями о русской классической литературе («Жди назавтра ясного дня» (1992), посвящено А. А. Фету).

В 2001 Е. И. Носов стал лауреатом Премии Александра Солженицына.