220 лет со дня рождения А. С. Грибоедова

15.01.2015 11:10

А. С. Грибоедов был человеком разносторонне одарённым. Закончил три отделения Московского университета – словесное, этико-политическое, физико-математическое и получил степень доктора прав. Владел основными европейскими языками, рядом древних языков, знал и восточные языки. Обладал глубокими познаниями в философии, истории, а также был музыкально одарён, причём стремился не только играть, но и писать музыку (сохранились два его вальса). Он проявил себя и как военный, и как экономист, и как талантливый дипломат и государственный деятель.

Литературные способности Грибоедова проявились ещё во время учёбы. Начавшаяся в 1812 г. Отечественная война резко изменила все приоритеты: литературные опыты пришлось надолго оставить. Несмотря на слабое зрение, он поступил добровольцем в Московский гусарский полк. Непосредственно в боевых действиях Грибоедову принять участие не довелось, о чём он очень сожалел. Хотя характер его службы не особенно располагал к занятиям литературой, Грибоедов стремился использовать свободное время для творчества. Так, в 1814 г. он посылает в журнал «Вестник Европы» «Письмо из Бреста-Литовского к издателю», ставшее его дебютом в печати. В 1816 г. писатель выходит в отставку, а в 1817 г. почти одновременно с А. С. Пушкиным поступает на службу в Коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря.

Жизнь в Петербурге оказала двоякое влияние на судьбу Грибоедова. С одной стороны, он постоянно стремился расширить круг своих знаний и творческих возможностей. С другой стороны, Петербург затягивал в атмосферу «однообразной пестроты», дружеских пирушек и гусарства. Себя и своих друзей сам писатель в то время называл «пасынками здравого рассудка». Подобная жизнь привела к трагедии: в 1817 г. произошла дуэль А. П. Завадовского с В. В. Шереметевым, закончившаяся гибелью последнего. В таком исходе молва обвиняла Грибоедова, который был одним из секундантов. Закономерной развязкой этого конфликта стала дуэль секундантов – А. С. Грибоедова и А. И. Якубовича. Грибоедов был ранен в руку, но гораздо тяжелее оказалась душевная рана. Писатель решает круто изменить свою жизнь. Он принимает предложение стать секретарём русской дипломатической миссии в Персии и в 1818 г. выезжает на Восток. Там он прилагает огромные усилия для возвращения на родину русских пленных. Внутреннее состояние писателя в то время отчётливо отражено в дневниковой записи: «Бешенство и печаль... Голову мою положу за несчастных соотечественников». И все же именно в этих условиях, которые он сам характеризовал как «дипломатический монастырь», получают окончательное оформление как мировоззрение, так и литературный талант Грибоедова. Основными художественными принципами писателя стали «народность» и «истинность» в их нераздельности. Он ратовал за освобождение русской литературы от элемента подражательности, от механического перенесения на русскую почву заимствованных идей и сюжетов. Грибоедов считал необходимым искать литературный материал прежде всего в жизни современного русского общества, в истории, в народном быте. В противовес возвышенно-вычурному языку произведений сентименталистов и классицистов писатель обращается к городскому просторечию, к тому живому языку, на котором говорили люди его времени.

В 1822 г. Грибоедова переводят в Тифлис, в штат «главно-управляющего Грузией», командующего Отдельным кавказским корпусом генерала А. П. Ермолова в качестве помощника по дипломатической части. В Тифлисе, в постоянном общении с В. К. Кюхельбекером, Грибоедов пишет два первых действия «Горя от ума». В 1823 г. писатель уезжает в длительный отпуск. Он продолжает работу над своим главным произведением, а также совместно с П. А. Вяземским создаёт оперу-водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (поставлена в 1824 г.). Затем – переезд в Петербург, публикация в альманахе «Мнемозина», который редактировали Кюхельбекер и В. Ф. Одоевский, вольнолюбивого стихотворения «Давид». Завершение работы над пьесой «Горе от ума» и безуспешные попытки добиться разрешения цензуры на её постановку. События 14 декабря 1825 г. не только перечеркнули последние надежды на публикацию, но и поставили под угрозу саму судьбу Грибоедова, хотя непосредственного участия в них писатель не принимал, поскольку находился в это время на Кавказе, его идейная близость к взглядам декабристов была общеизвестной. Положение усугубилось тем, что на следствии по делу о восстании С. П. Трубецкой и Е. П. Оболенский показали, что Грибоедов был принят в их организацию К. Ф. Рылеевым. Однако последний заявил, что он только испытывал Грибоедова, но не обнаружил в нём нужных склонностей.

До сих пор невозможно с абсолютной определённостью ответить на вопрос: был ли писатель действительно членом тайного общества? На этот счёт существуют две точки зрения. Первая из них даёт утвердительный ответ, исходя из высказывания одного из близких друзей Грибоедова, А. А. Жандра, который спустя много лет после событий на вопрос о степени участия писателя в заговоре ответил: «Да какая степень? Полная». Утверждалось также, что Грибоедов, встречаясь в 1825 г. на юге с Пестелем, выполнял особое задание, будучи эмиссаром Северного общества у южан. Главным же аргументом сторонников этой точки зрения были даже не дружеские связи драматурга с лидерами декабристского движения, а его собственные взгляды на основные проблемы того времени – крепостное право и самодержавие.

Вторая точка зрения основывается на том, что Грибоедов, имея сходные с декабристскими убеждения, не разделял заговорщических методов борьбы за власть и ощущал всю преждевременность и неподготовленность страны и народа в целом к глубинным переменам. Писателю в этой связи обычно приписывается весьма скептическая по своему настрою фраза: «Сто человек прапорщиков хотят изменить весь государственный строй».

Как бы то ни было, сторонники обеих точек зрения сходятся в главном: Грибоедову был глубоко чужд установившийся в стране политический режим. Писатель считал необходимым устранить крепостное право, провести серьёзные изменения в государственном устройстве, приложить все усилия для повышения уровня образования всех общественных сословий. Подобное вольномыслие вкупе с показаниями участников восстания возымело соответствующее действие – 22 января 1826 г. писатель был арестован в крепости Грозная и препровожден в Санкт-Петербург. Накануне ареста дружески относившийся к Грибоедову генерал Ермолов успел предупредить писателя, что позволило ему уничтожить ряд рукописных материалов. На следствии он полностью отрицал свою причастность к восстанию, ссылаясь помимо всего прочего на «Горе от ума», где в карикатурном виде был изображён «заговорщик» Репетилов.

Ввиду отсутствия улик 2 июня 1826 г. Грибоедов был освобождён с «очистительным аттестатом», принят Николаем I, а затем произведён в надворные советники. Негласно за Грибоедовым всё же был учреждён надзор.

16 июля 1826 г. начинается русско-персидская война, и писатель вновь возвращается на Кавказ, где принимает в своё ведение дела по дипломатическим отношениям с Персией и Турцией. В 1827 г. он участвует в военном походе на Эривань, проявляет храбрость и мужество в ряде сражений, а затем отправляется в персидский лагерь для переговоров. Грибоедов лично формулирует ряд статей Туркманчайского мирного договора и в 1828 г. привозит его для утверждения в Петербург. Писателя встретили торжественно: он был щедро награждён и возведён в должность полномочного министра-резидента России в Персии. Грибоедов использует летние месяцы для литературной работы. Он стремится перейти от комедий к романтическим трагедиям. Совершенствует наброски трагедии «1812 год», герой которой, ополченец из крепостных, отдав все силы борьбе против войск Наполеона, не выдерживает мерзостей крепостного права и кончает жизнь самоубийством. Создаёт на материале закавказского эпоса план трагедии «Родамист и Зенобия», в которой дворцовому заговору противопоставляется стихия народного восстания; пишет первоначальный вариант трагедии «Грузинская ночь», где судьба человека из народа отразила особенности национальной истории.

 января 1829 г. все дипломатические вопросы удалось разрешить, и Грибоедов уже собирался в обратную дорогу, когда к нему обратились две бежавшие из гарема шахского родственника армянки (по другим данным – грузинки) с просьбой переправить их на родину. Грибоедов предоставил им убежище. 30 января 1829 г. толпа мусульман, подстрекаемая религиозными фанатиками, ворвалась в здание русского посольства. Немногочисленный персонал мужественно защищался, однако численный перевес нападавших был огромен. Все защитники посольства были убиты (спастись удалось только секретарю И. С. Мальцеву). Вместе с автором во время разгрома посольства погибла и рукопись трагедии «Грузинская ночь», над которой работал драматург. Однако закончить начатое писателю не удалось. Два важных дела - взыскание контрибуции и возвращение на родину русских подданных – вынуждают его отправиться в Персию. Ситуация усугублялась противодействием не только фанатично настроенных иранских кругов, но и английской дипломатии. По дороге в Тегеран писатель остановился в Тифлисе, где женился на дочери грузинского поэта и генерала русской службы А. Г. Чавчавадзе, Нине Александровне. В течение

Тело Грибоедова было опознано по простреленной на дуэли кисти левой руки и отправлено в Тифлис. По дороге траурную процессию встретил Пушкин. «Что вы везете?» – спросил он сопровождавших. «Грибоеда», – отвечали ему. Так поэт узнал о том, что пророческие слова Грибоедова о собственной гибели, сказанные им в Петербурге при расставании, сбылись.

Персидский шах прислал к русскому императору своих вельмож с извинениями и ценными подарками. Извинения были приняты, межгосударственный конфликт – исчерпан.

Нина Александровна Грибоедова распорядилась поставить на могиле мужа крест с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего же пережила тебя любовь моя!» Четыре счастливых месяца замужества сменились почти тридцатью годами скорби.

Грибоедов многое сумел сделать за свою не слишком долгую жизнь. Ещё больше замыслов воплотить не удалось. Из всего – и политического, и экономического, и литературного – наследия писателя самая долгая жизнь суждена была комедии «Горе от ума».

Источники:

Портреты А. С. Грибоедова https://er3ed.qrz.ru/griboyedov-gallery.htm

Гравюра Н. И. Уткина https://feb-web.ru/feb/griboed/critics/tbt/tbt-fron.htm

Два вальса А. С. Грибоедова https://iplayer.fm/q/вальс+а+грибоедова/

Горе от ума (Малый театр 1977 год)

По пьесе А. С. Грибоедова.

Режиссеры: Виталий Иванов, Михаил Царев.

Операторы: Юрий Журавлёв, Евгений Русаков.